Ответственность за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду

Полезное для бизнеса

Превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду может повлечь привлечение к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности (п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ)).

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду можно определить как количественные ограничения химических, физических, биологических и иных воздействий на окружающую среду со стороны субъектов хозяйственной и иной деятельности, при соблюдении которых не нарушаются установленные для данной местности нормативы качества окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды, в свою очередь, — это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда (абз. 20, 21 ст. 1 Закона № 7-ФЗ).

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц ст. 21 Закона № 7-ФЗ установлены следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов. Расчет указанных нормативов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (ст. 22 Закона № 7-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 № 183, от 23.07.2007 № 469, Письмо Минприроды России от 06.06.2019 № 06-19-44/12844);
  • технологические нормативы. Технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории (ст. 23 Закона № 7-ФЗ, Приказ Минприроды России от 14.02.2019 № 89);
  • технические нормативы (п. 6 ст. 23 Закона № 7-ФЗ);
  • нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Они разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий (ст. 24 Закона № 7-ФЗ, ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50);
  • нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий). Они устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий. В частности, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух должны устанавливаться в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 25 Закона № 7-ФЗ, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»);
  • нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды. Они определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования (ст. 26 Закона № 7-ФЗ);
  • нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Они установлены, в частности, в отношении экосистемы озера Байкал (ст. 27 Закона № 7-ФЗ, п. 5 Приложения 1 к Приказу Минприроды России от 05.03.2010 № 63).

За превышение нормативов воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (п. 3 ст. 21, ст. 75 Закона № 7-ФЗ).

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования установлена гл. 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом какой-либо отдельной статьи об ответственности за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду КоАП РФ не содержит.

В то же время за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления предусмотрена административная ответственность по ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 руб.

Сброс сточных вод с превышением утвержденных нормативов допустимого сброса может повлечь ответственность по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ (ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ, Постановление Верховного Суда РФ от 08.11.2016 № 307-АД16-14401 по делу № А21-10266/2015).

Превышение нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух может повлечь административную ответственность по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ (Определение Верховного Суда РФ от 22.07.2019 № 309-ЭС19-6747 по делу № А60-30497/2018).

За нарушение допустимого объема изъятия древесины возможно привлечение к ответственности по ст. 8.28 КоАП РФ (ч. 4 ст. 29 Лесного кодекса РФ, п. 9 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (утв. Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474), Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.10.2014 по делу № А75-11853/2013).

Несоблюдение разрешения на добычу охотничьих ресурсов в части количества добытых охотничьих ресурсов может повлечь административную ответственность по ч. 1 ст. 7.11 КоАП РФ (ст. ст. 29 — 30 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказ Минприроды России от 30.04.2010 № 138, Постановление Нижегородского областного суда от 30.08.2017 по делу № 4а-1354/2017).

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за экологические преступления установлена гл. 26 Уголовного кодекса РФ. При этом какой-либо отдельной статьи об ответственности за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду УК РФ также не содержит.

При этом за загрязнение вод предусмотрена уголовная ответственность по ст. 250 УК РФ, за загрязнение атмосферы — ст. 251 УК РФ.

Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов может повлечь уголовную ответственность по ст. 256 УК РФ, незаконная охота — по ст. 258 УК РФ. Незаконная рубка леса может повлечь уголовную ответственность по ст. 260 УК РФ.

Таким образом, по нашему мнению, превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду может привести к совершению преступлений, за которые возможно привлечение виновных лиц к уголовной ответственности (см. также п. п. 7 — 9, 16, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).

Гражданско-правовая ответственность

При превышении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (ст. 3, п. 3 ст. 21, п. 2 ст. 34 Закона № 7-ФЗ) (абз. 2 п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее — Постановление № 49)).

Согласно п. п. 12 — 14 Постановления № 49 вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (п. 1 ст. 77 Закона № 7-ФЗ, ст. 1064 Гражданского кодекса РФ). Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно (п. 3 ст. 1083 ГК РФ). Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона № 7-ФЗ). Для определения размера возмещения вреда подлежат применению таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.) (п. 3 ст. 77, п. 1 ст. 78 Закона № 7-ФЗ, ч. 3, 4 ст. 100 ЛК РФ, ч. 2 ст. 69 ВК РФ, ст. 51 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).

Требуя возмещения убытков, с учетом положений ст. ст. 15, 1064 ГК РФ истец должен доказать факт наступления ущерба, причиненного неправомерными действиями ответчика, связанными с нарушением природоохранного законодательства, причинную связь между действиями ответчика и нанесением ущерба, размер причиненного ущерба (убытков).

Сложившаяся правоприменительная практика подтверждает правомерность взыскания вреда с хозяйствующего субъекта в случае превышения различных нормативов допустимого воздействия.

Так, например, за нарушение превышения предельно допустимых концентраций количества веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, которые не должны превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты, суды признают правомерным взыскание вреда с виновного лица (см., например, Постановления Арбитражного суда Московского округа от 26.07.2019 № Ф05-12397/2018 по делу № А41-82553/2017, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.10.2018 № Ф01-4637/2018 по делу № А17-6833/2017, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.04.2017 № Ф02-646/2017 по делу № А78-4224/2016).

Л.В. Попова
ООО «Управляющая компания «КВС»

Задать вопрос