Статья подготовлена при информационной поддержке компании Центр-Аудит http://centraudit.com/
Аудит предприятия (аудиторская проверка) представляет собой процедуру оценки достоверности бух. отчетности компании и проверки соответствия ее на предмет соответствия законодательству РФ. Подробнее об этом процессе читайте в данной статье.
Виды аудиторского контроля
Аудит предприятий можно классифицировать по нескольким критериям:
Характер заказа:
- Добровольный (инициативный), который осуществляется по решению руководства фирмы;
- Обязательный аудит организации, который, в соответствии с действующим законодательством, проводится в некоторых учреждениях ежегодно.
Субъект проверки:
- Внутренний – он регламентируется внутренней документацией фирмы, осуществляется в целях контроля за соблюдением порядка ведения бухучета;
- Внешний, который осуществляется внешними аудиторскими компаниями, предполагает оценивание достоверности состояния фин. отчетности и бух. учета.
Организационный признак:
- Первоначальный, который осуществляет аудитором или специализированной компанией первый раз для конкретной фирмы;
- Согласованный – предполагает повторное или регулярное осуществление аудита в одной фирме.
Направление контроля:
- Финансовый аудит организации – проверяется фин. отчетность компании на достоверность и ее соответствие нормам действующего законодательства. Достоверность подразумевает под собой степень верности сведений;
- Спец. аудит – процесс, в ходе которой проверяются определенные аспекты деятельности фирмы, соблюдение установленных норм, правил и процедур, а также результативность проведения некоторых операций и процессов.
Сфера деятельности учреждения:
- Общий, который проводится во всех компаниях, вне зависимости от вида осуществляемой ими деятельности и от их организационно-правовых форм;
- Банковский – название «говорит само за себя», такой вид аудита проводится в банковских учреждениях;
- Страховой – проводится в фирмах, осуществляющих деятельность в области страхования;
- Аудит иной деятельности.
Методы аудиторского контроля
При сборе аудиторских доказательств применяются следующие методы:
- Наблюдение за осуществлением инвентаризации и анализ ее результатов;
- Изучение документации, которая лежит в основе проведения хоз. и бух. операций;
- Анализ документации, полученной от третьих лиц;
- Проведение аналитики;
- Анализ клиентской документации;
- Обсуждение вопросов с работниками управляющих должностей;
- Опрос персонала компании.
Организация процедуры
Организация внутреннего аудита предполагает выполнение следующих действий:
- Разработка плана организации выполняемых работ.
- Документирование выполняемых работ на подготовительных этапах, на этапах осуществления и завершения проверки.
- Выработка внутрифирменной позиции по некоторым вопросам налогообложения и бух. учета, связанным с поправками в нормативно-правовой базе.
- Разработка общей методологии в соответствии с соответствующими отделами аудируемой компании.
- Разработка единой позиции компании по неоднозначным и сложным проблемам.
- Регулярное проведение внутрифирменных совещаний менеджеров для своевременного выявления возникающих проблем.
Этапы проведения аудиторских проверок
Процесс аудиторской проверки осуществляется в три этапа:
- Общее и подробное планирование. Этот этап условно подразделяется еще на три этапа:
1.1. Сбор и анализ сведений об аудируемой фирме.
1.2. Разработка плана проведения аудиторской проверки.
1.3. Разработка детального плана проведения проверки по существу для тех разделов, которые прописаны в общем плане аудита.
Сбор аудиторских доказательств. В ходе данного этапа проверяется система внутреннего контроля, а также осуществляемые операции. Благодаря этим процедурам, в фин. отчетности можно выявить существенные искажения (если они действительно есть).
Завершение проверки. На данном этапе осуществляется:
- Обобщение и систематизация собранных аудиторских доказательств;
- Сообщений сведений, которые получены по итогам проведенной проверки, руководству компании;
- Формирование аудиторского заключения.