Фискализация ККТ подразумевает собой процедуру перевода кассового аппарата в фискальный режим посредством его регистрации в налоговом органе и последующего применения при осуществлении расчетов с передачей соответствующих сведений в налоговые органы. Также под фискализацией может пониматься процедура формирования и обработки кассового чека с подтверждением фискальным признаком документа и передача его в налоговые органы.
Контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ) (п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
Под применением контрольно-кассовой техники понимается совокупность действий организации или индивидуального предпринимателя с использованием контрольно-кассовой техники, включенной в реестр контрольно-кассовой техники и зарегистрированной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, по формированию фискальных данных и фискальных документов, их записи и хранению в фискальном накопителе, сведения о котором представлены в налоговые органы при регистрации либо перерегистрации контрольно-кассовой техники, а также передаче фискальных документов оператору фискальных данных либо в налоговые органы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (абз. 25 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
Законодательство РФ о применении контрольно-кассовой техники не определяет понятие «фискализация ККТ», равно как и термин «фискализация».
Вместе с тем фискализацией ККТ можно называть процедуру перевода приобретенного кассового аппарата в фискальный режим, что достигается путем регистрации ККТ.
Регистрация контрольно-кассовой техники — внесение налоговым органом записи об экземпляре модели контрольно-кассовой техники, ее фискального накопителя и о пользователе в журнал учета контрольно-кассовой техники, присвоение налоговым органом контрольно-кассовой технике регистрационного номера и выдача пользователю карточки регистрации контрольно-кассовой техники с указанием ее регистрационного номера на бумажном носителе или в электронном документе, подписанном усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 27 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
Процедура регистрации контрольно-кассовой техники предусматривает порядок подачи соответствующего заявления, аутентификации и получение карточки регистрации (п. п. 1 — 3, 7, 10 — 12 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).
Фискализация ККТ подразумевает, в частности, что пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники, в налоговые органы через оператора фискальных данных (с отдельными оговорками и исключениями) (п. 6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
Достигается это следующим образом: фискальный документ (кроме документов, указанных в п. 4.1 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ) сразу после его формирования, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, направляется контрольно-кассовой техникой в технические средства оператора фискальных данных, и при положительных результатах проверки ими достоверности фискального признака сообщения, которым был защищен этот фискальный документ, проведенной сразу после его получения, технические средства оператора фискальных данных формируют подтверждение оператора фискальных данных, защищают его фискальным признаком подтверждения и немедленно направляют его в контрольно-кассовую технику. При неполучении подтверждения оператора фискальных данных контрольно-кассовая техника повторно направляет в технические средства оператора фискальных данных фискальный документ, для которого не было получено подтверждение оператора фискальных данных (п. 3 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ).
Таким образом, порядок фискализации ККТ подразумевает под собой процедуру перевода приобретенного кассового аппарата в фискальный режим путем процедуры его регистрации в налоговых органах и последующего применения при осуществлении расчетов с передачей соответствующих сведений в налоговые органы через оператора фискальных данных.
Вместе с тем под фискализацией ККТ в более узком смысле может также пониматься процедура формирования и обработки кассового чека.
При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае представления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на представленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Законом N 54-ФЗ (абз. 1 п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
Требования к реквизитному составу кассового чека установлены ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ. Кроме этого, дополнительные обязательные реквизиты кассового чека утверждены Приказом ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@.
Кассовый чек представляет собой фискальный документ (п. 4 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ), и в рамках порядка фискализации ККТ производится его подтверждение фискальным признаком документа, то есть фискальным признаком, формируемым с использованием фискального накопителя для проверки достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком, с использованием средств проверки фискального признака, используемых ФНС России (абз. 39 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ). Процедура проверки фискального признака регламентирована п. п. 7 — 12.1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ.
Таким образом, при фискализации ККТ пользователем с применением функционала контрольно-кассовой техники и фискального накопителя осуществляются формирование кассового чека с фискальным признаком, соответствующего требованиям Закона N 54-ФЗ и форматам фискальных документов, и передача его в налоговые органы через оператора фискальных данных.
Подготовлено на основе материала
А.А. Батарина,
советника государственной гражданской службы РФ
1 класса