Расчет нормо-часа можно осуществить в три этапа: определить фонд рабочего времени, рассчитать время, затраченное на производство единицы продукции, рассчитать нормо-час с учетом эффективности труда работников.
В соответствии с трудовым законодательством работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором (ст. 159 ТК РФ).
Итогом нормирования труда является определение норм труда, к которым относятся нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы, которые устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда (ст. 160 ТК РФ).
Понятие нормо-часа
Наиболее распространенной формой выражения нормированных затрат труда является норма времени, под которой, как правило, понимается время, установленное на изготовление единицы продукции или выполнение определенного объема работы одним или группой работников соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях. При этом на практике норма времени может устанавливаться как в часах, минутах, секундах, так и в человеко-часах, нормо-часах.
Соответственно, по своей сути нормо-час является временным нормативом на выполнение производственной операции.
По общим правилам под нормо-часом следует понимать показатель, характеризующий количество времени, необходимое для выполнения какой-либо работы, оказания услуги или выпуска единицы продукции. Этот показатель лежит в основе трудоемкости изготовления изделия или оказания услуг, которая установлена нормативно.
Порядок расчета нормо-часа
Для более точного расчета нормо-часа работодателю следует предварительно изучить затраты рабочего времени на рабочих местах при производстве единицы изделия. Для этого проводится замер рабочего времени (хронометраж, фотографии рабочего времени, видеосъемка трудовых процессов и т.п.) либо проводятся технические расчеты, экспериментальные и другие исследовательские работы, а также осуществляется обработка собранных данных, в результате которых выявляется неэффективное время, в течение которого работы не производились. По окончании расчетов становится известно время, необходимое для выполнения конкретной операции в производственном процессе. Это время и будет являться нормативом.
Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда в соответствии с Правилами разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 804 (ст. 161 ТК РФ).
На законодательном уровне единый порядок расчета нормо-часа не установлен. Как правило, расчет нормо-часа можно осуществить в три этапа: определить фонд рабочего времени, выявить эффективное время работы, рассчитать нормо-час.
Фонд рабочего времени и выявление эффективного времени работы
Этот показатель можно определить следующим способом: количество работников организации, задействованных в производстве единицы продукции, умножается на количество рабочего времени за необходимый период. В данном случае нормативное рабочее время представляет собой максимально возможное время, в течение которого могла бы производиться работа при установленном в организации режиме, если бы не было никаких потерь рабочего времени.
При расчете рабочего времени следует руководствоваться производственным календарем на соответствующий календарный год, в котором отражены выходные, праздничные и сокращенные рабочие дни. Кроме того, Постановлением Правительства РФ в ст. 112 ТК РФ ежегодно вносятся изменения относительно праздников и выходных дней. В силу ст. 72 Конституции РФ регионы также могут устанавливать свои праздничные дни, на практике, как правило, — религиозные.
Плановый фонд рабочего времени по производственному календарю исчисляется с учетом установленной продолжительности оплачиваемых отпусков работников (как основного, так и дополнительного), сокращенной продолжительности рабочего времени по отдельным работникам, прочих планируемых потерь рабочего времени.
Следует отметить, что часть рабочего времени расходуется на регламентированные и нерегламентированные перерывы, а также на иные работы, не связанные с производством изделия. Так, работодатель вправе на локальном уровне установить для работников дополнительные перерывы в течение рабочей смены, поскольку это не будет ухудшать положение работников (ч. 1 ст. 8, ст. 107 ТК РФ).
Следует также учитывать время на подготовку к работе, а также на завершение рабочего процесса и приведение рабочего места в порядок.
Таким образом, необходимо просуммировать время, в течение которого не производились работы по производству изделия. Полученную величину вычитают из рассчитанного планового фонда рабочего времени, в результате чего определяется общее фактическое время, затраченное на производство единицы изделия.
Расчет нормо-часа
Расчет нормо-часа зависит от того, насколько эффективно работники организации использовали установленную норму времени. Если эффективность труда работников не превышает норму и равна 100%, то количество нормо-часов будет равно общему времени, затраченному на производство единицы изделия. Если эффективность труда работников превышает норму рабочего времени, то нормо-час определяется путем умножения времени, затраченного на производство единицы изделия, на коэффициент выполнения норм.
Пример. Расчет норма-часа
Рассчитаем количество нормо-часов, необходимых для производства единицы изделия, исходя из следующих условий: на производстве за июнь было изготовлено 1 изделие, при производстве которого было задействовано 10 работников.
В организации установлена 40-часовая рабочая неделя. На локальном уровне работникам в течение рабочего времени предоставляется два регламентированных перерыва по 10 минут каждый. Кроме того, в начале рабочего дня для приведения рабочего места в рабочее состояние и в конце рабочего дня для уборки рабочего места отводится по 10 минут. В течение месяца один работник взял отгул на 1 рабочий день.
Отсутствия по причине нетрудоспособности, оплачиваемых отпусков, а также простоев и прогулов не случалось. Эффективность труда работников за месяц составила 110% (т.е. за счет привлечения с согласия работников к сверхурочным работам установленная норма времени была превышена на 10%, коэффициент выполнения норм в таком случае = 1,1).
Расчет нормо-часа
Определим фонд рабочего времени. В соответствии с производственным календарем за 2019 г. фонд рабочего времени за июнь составил 151 час. Общее количество рабочего времени составит 1 510 часов (151 час x 10 работников).
Рассчитаем время, затраченное на производство изделия. Для этого вычислим время, в течение которого не производились работы, в которое включаются регламентированные перерывы, время на подготовительно-заключительные работы, а также время отгула. Общее количество отработанных дней всеми работниками составит 189 дней (19 рабочих дней x 10 работников — 1 день отгула). Время регламентированных перерывов в течение месяца составит 3 780 минут или 63 часа (2 раза x 10 мин. x 189 рабочих дней). Аналогично рассчитывается время на подготовительно-заключительные работы, которое также составит 63 часа.
Соответственно, время, в течение которого не производились работы, составит 134 часа (8 часов отгула + 63 часа регламентированного перерыва + 63 часа на подготовительно-заключительные работы). Таким образом, время, затраченное на производство изделия, составит 1 376 часов (1 510 часа — 134 часа).
Следовательно, количество нормо-часов на производство единицы изделия составит 1 513,6 нормо-часа (1 376 часов x 1,1).
Введение и пересмотр установленных норм труда
Введение, замена и пересмотр установленных норм труда предусматриваются локальными нормативными актами работодателя, которые принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. 162 ТК РФ). Как правило, таким документом является положение о нормировании труда.
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ.
Локальный акт организации, содержащий нормы труда, вводится в действие приказом работодателя (или распоряжением). О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца (ч. 2 ст. 162 ТК РФ), иначе нормы труда не будут иметь юридической силы.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан предоставить работнику работу, обусловленную трудовым договором, а работник, в свою очередь, обязан выполнять установленные нормы труда (ч. 2 ст. 21 ТК РФ). Кроме того, порядок оплаты труда при невыполнении норм труда регламентирован ст. 155 ТК РФ.
Премирование
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также включает в себя компенсационные и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 ТК РФ). Соответственно, премия является частью заработной платы.
При этом премия не является обязательной выплатой, носит стимулирующий и поощрительный характер, устанавливается работодателем по своему усмотрению, в целях стимулирования работников, и является его правом, а не обязанностью (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 08.06.2017 № 33-11815/2017).
Системы оплаты труда, в частности системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. 135 ТК РФ).
Таким образом, если локальным нормативным актом работодателя установлено, что премии начисляются и выплачиваются работникам за достижение определенных трудовых показателей, выполнение плановых заданий и норм труда, то работодатель вправе не выплачивать работнику премию за невыполнение установленных нормативов.
В.И. Неклюдов
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.