Основные полномочия инспектора государственной инспекции труда указаны в ст. 357 ТК РФ.
При этом предмет проверки ограничен вопросами, поименованными в проверочных листах.
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ)).
Основные полномочия инспектора труда при плановой проверке
Государственные инспекторы труда при проведении плановой проверки вправе (ст. 357 ТК РФ, п. 7 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н (далее — Административный регламент), п. 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (далее — Положение)):
- беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
- запрашивать у работодателей (их представителей), органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, за исключением имеющихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, предусмотренных п. 51(1) Административного регламента;
- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
- запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий;
- предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.
Предмет проверки и оформление ее результатов
Особенностью проведения плановых проверок, проводимых государственными инспекторами труда, является применение проверочных листов (списков контрольных вопросов) (п. 8 Положения).
При проведении плановой проверки с применением проверочных листов государственный инспектор труда вправе проверять только те вопросы, которые указаны в проверочных листах (списках контрольных вопросов). Инспектор не может расширить предмет проверки.
Такие листы применяются во время плановых проверок всех работодателей, в том числе индивидуальных предпринимателей.
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя государственной инспекции труда указываются реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов) (п. 5.1 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).
Заполненные по результатам проверки проверочные листы должны быть приложены к акту проверки — они оформляются вместе с актом непосредственно после ее завершения (ч. 11.5 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Экземпляр акта проверки с приложением копии проверочных листов передается руководителю или иному должностному лицу работодателя под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. Если такие лица отсутствуют или отказываются дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, то акт (с приложением копии проверочных листов) направляется в адрес работодателя заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Если работодатель не согласен с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки (в том числе с информацией, указанной в проверочных листах), то в течение 15 дней с даты получения своего экземпляра он может представить в государственную инспекцию труда в письменной форме свои возражения (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Кроме того, государственный инспектор труда является государственным гражданским служащим и, соответственно, на него распространяются права и обязанности государственного гражданского служащего, зафиксированные в ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
А.А. Бердинских
Государственная инспекция труда
в Кировской обл.