Участником дорожно-транспортного происшествия может стать каждый участник дорожного движения. Поэтому водителям будет нелишним знать, что необходимо предпринять, чтобы защитить свои права или максимально смягчить вину, как общаться с сотрудниками дорожно-патрульной службы, как правильно документируется происшествие и каким образом происходит возмещение ущерба.
Нередки ситуации, когда водитель в силу собственной юридической неграмотности не знает, какие права ему предоставлены законом, и как их защищать. В результате он надеется на грамотность и добросовестность инспектора, дает объяснения под его диктовку, подписывает протокол и схему ДТП, иногда даже не удосужившись с ними ознакомиться. В дальнейшем, когда все материалы поступают в группу разбора или отдел дознания, выясняется, что содержание документов противоречит истинной картине событий: на схеме неверно указано взаимное расположение автомобилей, отсутствуют или, наоборот, появились дорожные знаки и разметка, в протоколе появились показания свидетелей, которых не было на месте ДТП. В результате из пострадавшего можно запросто превратиться в виновника аварии, и отстоять свою правоту в суде не удастся даже с помощью лучших адвокатов.
Итак, чтобы избежать лишних неприятностей, необходимо вести себя грамотно. В первую очередь нужно помнить, что ДТП – это всегда стресс, и с ним нужно справиться. Не следует впадать в панику и реагировать на угрозы или выкрики окружающих. Все действия должны быть обдуманными.
ВАЖНО! Вы можете воспользоваться услугами автоюриста уже на стадии оформления ДТП, таким образом Вы убережете себя от негативных последствий в спорных ситуациях.
Совет первый. Нужно включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. После этого следует узнать, есть ли пострадавшие, и требуется ли им медицинская помощь, затем позвонить в ГИБДД и сообщить о происшествии.
Нужно принять все меры к сохранению обстановки: нельзя перемещать автомобили и предметы, следить, чтобы никто не попытался изменить картину ДТП (например, стереть следы торможения). По возможности нужно сфотографировать место аварии с нескольких ракурсов, чтобы на фотографиях были видны дорожные знаки, светофоры, разметка, обочина – то есть все элементы, позволяющие оценить пространственное расположение транспортных средств, ширину проезжей части, качество дорожного покрытия и т.д.
Совет второй. Необходимо найти свидетелей. Нередко они вносят уточнения, от которых зависит исход разбора происшествия. Нужно записать их контактные данные. Свидетелями могут быть собственные пассажиры, водители и пассажиры других машин, прохожие. У водителей зачастую оказываются записи видеорегистраторов.
Совет третий. Не стоит соглашаться на предложение второго участника обойтись без вызова инспектора и решить дело на месте. Авария может быть подставной, нацеленной на то, чтобы, убедив водителя в виновности, истребовать с него немалую сумму денег. Или же виновник предложит оставить в залог документы и пообещает возместить ущерб, а впоследствии заявит, что документы потерял, и ни в какое ДТП не попадал.
Совет четвертый. На месте происшествия нельзя давать никаких расписок и письменных обязательств о возмещении ущерба пострадавшей стороне.
Совет пятый. Нужно внимательно изучить схему и протокол происшествия. При наличии неточностей следует вносить поправки.
Совет шестой. Если не удается справиться со стрессом, водитель имеет право отказаться давать показания на месте, это можно сделать позже. Кроме того, можно обратиться в юридическую фирму и вызвать на место ДТП представителя, который возьмет на себя заботы по общению с инспектором и другим участником, а также проверит правильность составления документов. Впоследствии юрист сможет представлять интересы доверителя в страховой компании и, если потребуется, в суде.