Едва ли не каждый гражданин сталкивался с проблемой отказа купленного товара. Даже самые простые вещи могут выйти из строя по причине производственных дефектов. Значительное число таких случаев не доходит до судебных конфликтов и разрешается в интересах покупателя.
Чтобы максимально быстро реализовать свои права, гражданам необходимо руководствоваться рядом простых правил, изложенных в действующем законе «О защите прав потребителей». Аргументы, подкрепленные последним, позволяют избежать перехода проблемы в конфликты с отдельными сотрудниками продавца.
О чем идет речь в случае брака?
Нужно отличать возврат вышедшего из строя товара от случаев, когда покупатель имеет право на обмен исправных изделий на протяжении 14 дней после покупки. Речь идет исключительно о поломках, не позволяющих полноценно использовать покупку.
В чей адрес заявляется требование?
Закон предоставляет покупателю право выбора адресата обращения. Возможны следующие варианты:
- предъявление некондиционного товара продавцу;
- прямое обращение к производителю.
Выбирать необходимо, исходя из удобства расположения сервисного центра, экономической устойчивости адресата и иных особенностей. Если дело доходит до судебных споров, то, как правило, к участию привлекаются как продавец, так и изготовитель.
Основные алгоритмы возврата
Порядок действий покупателя зависит от конкретной ситуации. Значение имеют обстоятельства, касающиеся типа товара, времени, прошедшего с даты приобретения, и выполнение всех необходимых при эксплуатации рекомендаций.
Перед обращением важно изучить правила использования и определить нарушались ли они. Отхождение от этих норм может стать причиной неисправности далеко не во всех случаях. В качестве примера можно привести ситуацию, когда у гарантийного автомобиля не меняется моторное масло и ломается подвеска.
Если изделие не относится к числу технически сложных (этот перечень определен Правительством), то продавец обязан безоговорочно вернуть полученную оплату, либо заменить устройство исправным. Покупатель может изложить любое из указанных требований в письменной претензии. Отказ или их невыполнение станет основанием для судебного разбирательства, по итогам которого недобросовестный продавец или изготовитель рискует понести гораздо более высокие расходы.
Если товар относится к группе технически сложных, то процедура обмена или возмещения будет более продолжительной. Такое право возникает в следующих ситуациях.
- Наличие поломки, которая является существенной. Имеется в виду поломка, препятствующая эксплуатации изделия, несоразмерно дорогая в устранении, либо во временных затратах. К этой ситуации приравниваются неоднократные поломки как замененных, так и отремонтированных узлов.
- Нарушение установленных в соглашении сторон сроков ремонта. Он ограничен законом 45-ю днями.
- Невозможность эксплуатации изделия на протяжении более 30-ти дней в течение каждого года предоставленной гарантии. При этом поломки могут касаться как одного агрегата, так и нескольких. Обязательным условием служит неоднократный ремонт товара.
Важным моментом выступает гарантийный срок. Если поломка обнаруживается до его истечения, то (при отсутствии вины пользователя) товар можно вернуть. Когда срок закончился, требования о возврате реализовать гораздо сложнее. В этих случаях желательно воспользоваться услугами юристов, которые помогут доказать вину ответчика (при ее наличии).