Распространение рекламного спама по электронной почте может повлечь гражданскую и административную ответственность.
Спам — это телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя (п. 2 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575).
Таким образом, спам — это информация в том числе рекламного характера, отправленная лицам, которые не изъявляли желания получать ее по сетям электросвязи. То есть спам обладает рядом признаков:
- массовая рассылка;
- отсутствие информации об отправителе;
- отсутствие согласия получателя на получение этой информации;
- содержание сообщения не имеет прямого отношения к получателю.
Условия распространения рекламы по сетям электросвязи
Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее — Закон № 38-ФЗ)).
Распространение рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки) запрещается (ч. 2 ст. 18 Закона № 38-ФЗ).
Требование, указанное в ч. 1 ст. 18 Закона № 38-ФЗ, распространяется в равной мере и на рекламу, распространяемую по сетям связи Интернет. При этом распространение рекламы в сети Интернет посредством адресных рассылок по электронной почте пользователям почтовых адресов допускается при условии предварительного согласия адресата, которое может быть получено при предоставлении ему электронного почтового ящика (Письмо ФАС России от 19.05.2006 № АК/7654).
Реклама, распространенная без предварительного согласия абонента (адресата) на ее получение, не соответствует требованиям законодательства РФ и является ненадлежащей (п. 4 ст. 3 Закона № 38-ФЗ).
Ответственность за распространение рекламного спама
За распространение спама наступает та же ответственность, что за нарушение требований законодательства о рекламе.
Ответственность за нарушение требований, установленных в ст. 18 Закона № 38-ФЗ, несет рекламораспространитель (п. 7 ст. 38 Закона № 38-ФЗ).
Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в суд или арбитражный суд в том числе с исками (ч. 2 ст. 38 Закона № 38-ФЗ):
- о возмещении убытков, включая упущенную выгоду;
- о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц;
- о компенсации морального вреда;
- о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).
Кроме того, распространение рекламного спама по электронной почте может повлечь административную ответственность по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа. Его размер для граждан составляет от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; для должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; для организаций — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Данный вывод подтверждается судебной практикой — Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013 № 15АП-17442/2013 по делу № А53-17446/2013.
Таким образом, за распространение спама по электронной почте может наступать гражданская (ч. 2 ст. 38 Закона № 38-ФЗ) и административная ответственность (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ).
Подготовлено на основе материала
С.В. Тимошковой
Группа компаний «Аналитический Центр»