Действующий закон предусматривает ответственность для водителей, которые используют тротуар. Эти нормы являются одним из самых значительных источников конфликтов с участием инспекторов дорожного движения, водителей и пешеходов.
Что относится к понятию «тротуар»?
Необходимую информацию можно найти в базовом документе. Соответствующий термин установлен в п 1.2 ПДД. В качестве тротуара рассматривается часть конструкции дороги, предназначенная для перемещения пешеходов, которая примыкает либо к проезжей части, либо к дорожке для велосипедистов. К ним относится и элементы отделенные газонами.
Указанное определение требует уточнения, поскольку ряд его трактовок может приводить к злоупотреблениям со стороны инспекторов.
В первую очередь, интересно его соотношение с обочиной, ведь последняя также соседствует с проезжей частью. Каковы же ее признаки?
- Она должна непосредственно соседствовать с проезжей частью. Между ними не может быть других элементов.
- Эта часть располагается на том же уровне, что и элемент, используемый автомобилями при движении.
- Тип используемого покрытия отличается от той части дороги, которая предназначена для движения автомобилей. Другим способом отделения обочины служит сплошная или прерывистая разметка.
- Она предназначается для использования транспортными средствами в статичном положении.
Эти характеристики позволяют определить наличие или отсутствие нарушения со стороны водителей.
Такая же ситуация и с разделительной полосой, граница которой определяется специальными конструктивными элементами или сплошной разметкой.
Какая ответственность предусматривается за использование водителями тротуаров?
Такие нарушения могут повлечь серьезные расходы по уплате штрафов. В частности, ч. 3 ст. 12.19 КоАП устанавливает ответственность за статичное положение автомобилей на тротуаре (остановка и стоянка). В этом случае, водителю грозит уплата 2-х тыс. рублей, а при совершении в столичных городах эта сумма вырастит до 3-х тыс.
В указанной ситуации отнесение места положения автомобиля к обочине или к тротуару имеет исключительную важность, поскольку первая как раз и предназначена для нахождения на ней неподвижной машины.
Ч. 2 ст. 12.15 КоАП устанавливает штраф за движение по тротуару. Нарушителю придется расстаться с 2-мя тыс. рублей. Отделение тротуара от обочины в этом случае тоже важно, поскольку ответственность за проезд по последней предполагает уплату 1,5 тыс. рублей. Кроме того, п. 9.9 ПДД разрешает ехать по обочине, если это связано с процессом парковки и перемещения после нее на проезжую часть.