МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 ноября 2019 г. № 03-02-08/87997
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 29.10.2019 и сообщает следующее.
В обращении, подписанном президентом региональной Общественной организации, содержится просьба иной организации, а именно ООО, о разъяснении законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов, налоговым агентам.
Минфин России не оказывает консультационные услуги.
Таким образом, налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов, налоговый агент) при наличии у него затруднений вправе обратиться в Минфин России самостоятельно или через своего представителя о разъяснении вопросов применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также в налоговый орган для получения письменной информации о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Статьей 26 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов, налоговый агент) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
Из рассматриваемого обращения не ясно, у какого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) возникли затруднения в применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Вместе с тем сообщается следующее.
Согласно пунктам 1 и 17 статьи 89 Кодекса выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Срок предъявления проверяемому лицу решения о проведении выездной налоговой проверки Кодексом не установлен.
Вместе с тем формой решения о проведении выездной налоговой проверки, утвержденной приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@, предусмотрено указание в таком решении, врученном на бумажном носителе, даты получения соответствующего решения налогового органа и Ф.И.О. лица, получившего это решение.
В случае направления налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) решения о проведении выездной налоговой проверки в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи указанное лицо передает налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме такого решения.
Пунктом 1 статьи 91 Кодекса установлено, что доступ на территорию или в помещение проверяемого лица должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица.
Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается (пункт 5 статьи 91 Кодекса).
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (пункт 8 статьи 89 Кодекса).
Таким образом, дата начала выездной налоговой проверки определяется датой вынесения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о назначении такой проверки.
В случае изменения места нахождения (места жительства) проверяемого лица в ходе проведения выездной налоговой проверки в состав проверяющей группы (бригады) в обязательном порядке включаются должностные лица налогового органа по новому месту нахождения (месту жительства) проверяемого лица. С этой целью налоговый орган, вынесший решение о проведении выездной налоговой проверки, подготавливает и направляет запрос о направлении должностных лиц для проведения проверки в налоговый орган по новому месту нахождения (месту жительства) проверяемого лица.
Пунктом 2 статьи 89 Кодекса определены налоговые органы, руководители (заместители руководителей) которых вправе выносить решения о проведении выездных налоговых проверок.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам (пункт 3 статьи 89 Кодекса).
В решении о проведении выездной налоговой проверки в строке «Предмет выездной налоговой проверки» может быть указано, что предметом проверки являются конкретные налоги, сборы, страховые взносы либо все налоги и сборы.
Следовательно, при проведении выездных налоговых проверок в отношении физических лиц предметом выездной налоговой проверки могут быть правильность исчисления и своевременность уплаты всех налогов, включая налоги, подлежащие уплате физическим лицом, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя.
Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ