МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 ноября 2019 г. № 03-05-06-02/89717
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и в части своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Налоговые платежи являются безусловным атрибутом государства. Именно налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований. Их функциональное назначение состоит в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества.
Подавляющее большинство налоговых платежей в виде бюджетного финансирования возвращается обратно в общество. Поэтому неуплата налога нарушает интересы не только государства, но прежде всего бюджетополучателей.
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 8, часть 2 статьи 35, части 1 и 3 статьи 36) в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им; граждане вправе иметь в собственности землю, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества.
В развитие указанных выше конституционных норм статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено правило о несении собственником бремени содержания имущества, которое включает в себя в том числе уплату установленных законодательством о налогах и сборах налогов.
В соответствии со статьей 15 Кодекса земельный налог и налог на имущество физических лиц относятся к местным налогам.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц являются одними из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов и в федеральный бюджет не поступают.
Средства от уплаты данных налогов направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
Согласно Кодексу налогоплательщиками по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц являются собственники соответствующего недвижимого имущества.
Указанные налоги входят в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования имущества.
При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. При этом уровень фактической способности налогоплательщика к уплате налога находится, как правило, в прямой зависимости от стоимости принадлежащего ему имущества.
Таким образом, физические лица, признаваемые налогоплательщиками местных налогов, обязаны платить законно установленные налоги в отношении принадлежащего им имущества.
Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ