МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 июля 2019 г. N 03-12-12/2/57573
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 29.06.2019 и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно по вопросам применения отдельных норм Федерального закона от 08.06.2015 N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) и Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сообщается следующее.
Частью 3 статьи 4 Федерального закона предусмотрено, что факт представления специальной декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к специальной декларации, а также сведения, содержащиеся в специальной декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к специальной декларации, не могут быть использованы в качестве основания для возбуждения производства по делу о налоговом правонарушении в отношении декларанта и (или) номинального владельца имущества.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона декларант и лицо, информация о котором содержится в специальной декларации, освобождаются от ответственности за налоговые правонарушения при условии, если эти правонарушения связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации (если иное не установлено частью 8 статьи 4 Федерального закона).
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 08.06.2015 № 140-ФЗ.
Данная гарантия предоставляется в случае, если на дату представления специальной декларации в отношении лица не начато производство по делу о соответствующем налоговом правонарушении, освобождение от ответственности за которое предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи Федерального закона, и (или) не была начата выездная налоговая проверка (проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами) (часть 8 статьи 4 Федерального закона).
На основании части 13 статьи 4 Федерального закона гарантия, предусмотренная пунктом 3 части 1 указанной статьи, предоставляется в отношении деяний, совершенных до 1 января 2018 года, — при представлении специальной декларации в ходе второго этапа декларирования (если иное не предусмотрено частью 4 статьи 7 Федерального закона).
В свою очередь, если деяния совершены после 1 января 2018 года, то гарантия, предусмотренная пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона, в рамках второго этапа декларирования на такие деяния не распространяется.При этом необходимо отметить, что Федеральный закон, а также Кодекс не содержат норм, предусматривающих освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц доходов, полученных налогоплательщиком до 1 января 2018 года, в зависимости от факта представления специальной декларации в ходе второго этапа декларирования.
Соответственно, при получении налогооблагаемых доходов налогоплательщик обязан уплачивать налог на доходы физических лиц с учетом особенностей, предусмотренных Кодексом.
В частности, необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 210 Кодекса, в соответствии с которыми при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2.1 статьи 45 Кодекса взыскание налога не производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога декларантом, признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом, и (или) иным лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, представленной в соответствии с указанным Федеральным законом.
Взыскание налога на основании пункта 2.1 статьи 45 Кодекса не производится, в частности, если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица до 1 января 2018 года в результате совершения операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации. При этом указанные положения не распространяются на обязанность по уплате налогов, предусмотренных частью второй Кодекса, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний.
С учетом статей 41, 44, 209, 210, 223 Кодекса обязанность по уплате налога на доходы физических лиц возлагается на налогоплательщика с момента получения дохода, облагаемого налогом на доходы физических лиц.
Таким образом, из совокупности вышеуказанных норм Федерального закона и Кодекса следует, что представление специальной декларации в ходе второго этапа декларирования не является основанием для возврата налогоплательщику сумм налога на доходы физических лиц, уплаченного им в отношении доходов, полученных до 1 января 2018 года.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Н.А.КУЗЬМИНА